В 2023 году в российской бьюти-индустрии отмечено несколько позитивных трендов: рост спроса на продукцию в принципе и повышенное внимание к локальным товарам, в частности. Появилось порядка 100 новых отечественных брендов. Но главное — для российских компаний открылись новые перспективы, благодаря развитию рынка косметического сырья, прежде всего высокотехнологичного.
По данным аналитиков INFOLine, рынок парфюмерии, косметики, бытовой химии и средств гигиены в прошлом году вырос на 17%. Продажи в онлайне прибавили ещё больше — порядка 44%. При этом, растёт и конкуренция среди игроков отрасли — поэтому бренды начинают уделять повышенное внимание изучению актуальных предпочтений потребителей.
Так, среди ярких трендов 2024 года эксперты называют мультифункциональные продукты: когда одно средство работает сразу на несколько задач. Речь идет про инновационные активные компоненты: когда средство, увлажняя кожу, также выравнивает тон, повышает упругость, а ещё параллельно борется с признаками старения. Продукты с anti-age эффектом — отдельный значимый тренд, в котором особый акцент сегодня делается на пептидные ингредиенты.
Оценить актуальную ёмкость российского рынка пептидных косметических продуктов достаточно сложно, — рассказывает Елена Кочетова, генеральный директор компании «Балтик Грин», специализирующейся на поставках сырья для производства косметики и бытовой химии. — Если традиционно пептиды использовались для ухода за зрелой кожей, то сегодня мы видим, что косметика с этими ингредиентами стремительно набирает популярность и у молодого поколения, решая задачи уменьшения воспаления, осветления, улучшения текстуры и качества кожи. Это, конечно, повышает спрос на пептидные активы».
И вот здесь как раз скрыта главная для российского бьюти-рынка проблема. Нужное для таких продуктов высокотехнологичное сырьё в основной массе импортное — петербургские компании, как уже писал "ДП", говорят о цифре в 70%. А здесь проблемы и основные риски хорошо известны. «Сложности есть с логистикой, платежами, с изменением стоимости фрахта, отсутствием прозрачной системы ценообразования зарубежных производителей, которые хотят максимально заработать и чётко понимают, что альтернативы у россиян не много, — отмечает Елена Кочетова. — Всё это приводит к нестабильности поставок и удорожанию сырья. Плюс курсовые колебания, так как большинство цен на импортные ингредиенты привязаны к доллару, а сроки доставки могут достигать 5-6 месяцев».
С её мнением согласна и председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА) Татьяна Пучкова: «В России сегодня есть производство лишь малой части нужных для косметической промышленности ингредиентов — и это базовые компоненты. Причём даже в этом направлении по ряду позиций номенклатура очень ограничена. Гораздо сложнее ситуация в сегменте активных ингредиентов, требующих наукоёмких производств. Но без качественного и доступного сырья российская индустрия активно развиваться не сможет».
Впрочем, и по этому направлению в 2023 году у отечественных компаний появились причины для оптимизма. Во-первых, вопросу стали уделять больше внимания на разных уровнях с точки зрения возможных шагов в решении проблемы, в том числе в части регулирования отрасли. Во-вторых, появились конкретные решения: уникальные инновационные разработки, предложенные российским фармрынком.