Новости

КоммерсантЪ на InterCHARM

Серый рынок БАДов продолжает расти из-за маркетплейсов

Продажи биологически активных добавок (БАД) на маркетплейсах продолжают активно расти, заявил исполнительный директор СРО «Союз производителей БАД к пище» Александр Жестков на специальной сессии ИД «Коммерсантъ» в рамках «Интершарм-2024». При этом с развитием e-com увеличиваются и объемы проникновения контрафакта. По данным господина Жесткова, объем серого рынка БАДов, реализуемого через каналы электронной коммерции, оценивается в 20–25 млрд руб. ежегодно.
«Дистанционная торговля БАД стала возможна с 1 января 2021 года, когда было принято соответствующее постановление. Тогда мы выступали против открытой реализации через интернет. Было очевидно, что этот канал без соответствующего регулирования станет точкой входа контрафакта, что и произошло. Существует огромный пул продукции, который завозится на маркетплейсы индивидуальными предпринимателями в основном через подмену документов»,— рассказал господин Жестков.

По его мнению, решить сложившуюся проблему поможет вступившая в силу обязательная маркировка, а также недавно внесенный в Госдуму законопроект, который может официально разрешить врачам назначать биологические добавки к пище. Этот же законопроект предполагает внесудебную блокировку сайтов, на которых торгуют запрещенными БАДами.

Как отметила в ходе конференции создательница марок органической косметики Mi&Ko и экологичной бытовой химии Pure Water Екатерина Матанцева, на сегодняшний день в косметической отрасли есть проблема несоблюдения сроков годности продукции на маркетплейсах. «Периодически маркетплейсы продают не постепенно отгруженную продукцию, а ту, что нашли на складе. Наши потребители могут купить продукт с истекшим сроком годности. Вопрос маркировки для нашей отрасли — тоже вопрос маркетплейсов. Если в торговых сетях контроль за сроками годности — ответственность наших партнеров, то на маркетплейсах этого контроля нет»,— добавила она.
По итогам 2023 года объем рынка БАДов достиг 130 млрд руб. Традиционно крупнейшим каналом реализации остается аптечный сегмент, однако продажи через e-com продолжают стремительно расти. По данным Научно-исследовательского финансового института Минфина России, в настоящее время доля незаконного оборота на рынке БАДов может доходить до 20% и выше. Оценки Высшей школы экономики еще негативнее — по ее данным, объем незаконного оборота БАДов в 2022 году составил 466 млн упаковок, или около 45% от общего объема рынка.

В августе Роскачество обнаружило на маркетплейсах более 400 БАДов, в составе которых есть запрещенные вещества, среди них — листья коки, включенные в перечень наркотических средств. Более 60 тыс. БАДов продавались на маркетплейсах без свидетельства о государственной регистрации — это одно из самых распространенных нарушений.
В 2024 году в России действует обязательная маркировка биологически активных добавок к пище. Такое решение было принято по результатам пилотного проекта, который закончился 1 марта 2023 год. C 1 мая 2024-го в России все участники, осуществляющие оборот БАДов, должны начать передачу сведений в формате объемно-сортового учета через ЭДО.

Подробнее о регулировании рынка биодобавок — в материале «Ъ FM» «БАДы проверят на эффективность».